2009 Interni #13, «Дебют: Сергей Гикало и Александр Купцов», Артем Дежурко
Как вы начали работать вместе?
Купцов: Мы знакомы с 23 февраля 1998 года. Сергей Георгиевич, который тогда был ведущим архитектором бюро Алексея Гинзбурга, повесил в МАрхИ объявление: требуются сотрудники на временную работу. Пришли мы, молодые студенты, на макеты.
Гикало: Потом мы вдвоем перешли в другое бюро, «Сенаб-проект», и одновременно начали делать собственные и совместные проекты. Это были в основном конкурсы. А полтора года назад мы организовали свое бюро.
Саша, ты участвовал в Венецианской биеннале 2004 года. Как это было?
Был конкурс «Проблема и решение», организованный Минкультом. Куратором
был Евгений Асс. Ты сам находишь проблему и ищешь ответ. Из его участников выбрали 90 архитекторов со всей России, которые поехали на Венецианскую беннале побыть экспонатами своего рода шоу «за стеклом». Мы участвовали в воркшопах. Я попал в группу, где
руководителем был португальский архитектор Жозе Паулу душ Сантуш. Он
раньше с Алваро Сиза работал. Было очень интересно, незабываемый опыт.
У вас, кажется, есть много интерьеров.
Гикало: Да, реализаций у нас больше в интерьере, но проектов — в «большой архитектуре». Нам интересно решать городские проблемы. Нам кажется, что у нас достаточно опыта, и есть основания считать, что мы можем чего-то в этом достичь.
Похоже, вы высокомерно относитесь к проектам мелкого масштаба.
Гикало: Высокомерия нет совершенно. Частный дом — это по объему мысли
никак не меньше, чем большой объект. Наоборот, его важнее довести до ума,
до детали. Но просто хочется, чтобы была возможность одновременно
работать в разных масштабах. В том числе и поэтому мы беремся за конкурсы.
Купцов: Когда мы выиграли в конкурсе на конгресс-центр в Стрельне, нам
казалось, что это шанс выйти в большую архитектуру. Правда сейчас его реализует
Рикардо Боффил.
Гикало: Нашей идеей было создание парка на искусственном холме, укрывающем структуру комплекса, с площадок которого можно было бы обозревать регулярные структуры парка Константиновского дворца. На самом деле, проектов с подобным
подходом было несколько, но они были менее естественны. Почему-то
поднимали парк на ножки...
Какие иностранные архитекторы вам нравятся?
Гикало: Если говорить о личностях, это будет очень длинный список, а из школ
нам близка японская. Остроумная очень архитектура.
Купцов: В Чили отличная архитектура.
Гикало: Мне нравится скандинавское ощущение связи с природой. У японцев
этого меньше, они работают в урбанистической среде. А у скандинавов даже уличная среда более ландшафтная.
Купцов: Я думаю, тебе больше всего нравится в японской школе то, что, увидев любой их проект, ты можешь сразу сказать, что он японский. Они отлично смотрятся рядом с традиционной архитектурой.
Гикало: А у нас поиски национальной идентификации очень сложны и неестественны. Может быть, это не слишком понятно из наших проектов, но это то, что нас занимает. Что-то нужно найти такое. Но это не матрешка, не Василий Блаженный. А что — пока непонятно. Я думаю, что это не должна быть формула. Я думаю, это скорее путь,чем результат.